ЗППП - заболевания передающиеся половым путем
Поиск лекарств : Аптеки Москвы|Каталог
ЗППП Журнал о заболеваниях передаваемых половым путем ╧6 1997г.
Сопутствующие заболевания

Несвоевременное лечение ЗППП способствует появлению сопутствующих заболеваний...

Форум ЗППП

Общение без последствий...

История читателя

Как я узнал о своей болезни...

Архив жирнала ЗППП

Полный архив журнала ЗППП на нашем сайте www.ozppp.ru
Материалы для специалистов: журнал ЗППП

ЖУРНАЛ О ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ ╧6 1997г.

Организация здравоохранения

Опыт организации финансирования самарского областного кожно-венерологического диспансера в условиях обязательного медицинского страхования

И.Г. Шакуров, Е.В. Орлов, Л.А. Зенина, Н.В. Проходцев

Областной кожно-венерологический диспансер, Медицинский университет

Самара

В настоящее время перед органами здравоохранения поставлено четыре основные задачи: улучшение состояния здоровья населения; повышение качества и разработка новых технологий оказания медицинской помощи; обеспечение широкого доступа и выбора для пациентов высококвалифицированной медицинской помощи с учетом их материального положения; привлечение и более эффективное использование всех реальных финансовых ресурсов.

На наш взгляд, приоритетной является четвертая задача так как без ее решения невозможна реализация первых трех. Как известно, наше здравоохранение очень ограничено в средствах. Эта ситуация будет длительно сохраняться при существующем господстве государственного здравоохранения и традиционных формах организации дерматовенерологической помощи.

Целью нашей работы является анализ источников финансирования самарского областного кожно-венерологического диспансера (СОКВД), раскрывающий структуру поступления средств из государственных и частных источников и возможности их увеличения.

В настоящее время деятельность СОКВД проходит в двух основных направлениях.

Первое направление - обеспечение населения медицинской помощью, финансируемой из бюджетов различного уровня и фонда ОМС.

Второе направление - инициативная деятельность. Наиболее распространенной формой такой деятельности являются платные услуги.

Реальное существование в нашей практике государственных (бюджет и ОМС) и инициативных источников финансирования является фактором становления многосекторного рынка медицинских услуг.

В этой связи становится актуальной и проблема ценообразования на медицинские услуги. В настоящее время в здравоохранении используется принцип обоснования состава цены по произведенным затратам. В соответствии с этим цена на медицинские услуги для лечебного учреждения состоит из двух составляющих: себестоимости и прибыли. Но поскольку по действующим правилам бухгалтерского учета и финансовой отчетности не предусмотрены показатели себестоимости и прибыли, то в здравоохранении терминологически точнее и уместнее вместо понятия себестоимость использовать понятие "учитываемые затраты на простое воспроизводство в цене услуги или на единицу работы", а вместо понятия "прибыль" - понятие "средства на развитие и накопление в цене услуги или единицы работы".

В соответствии с реально сложившейся социальной и экономической структурой потребителей рынка медицинских услуг СОКВД сформировались требования к определению системы цен, соответствующие различным секторам "купли-продажи".

1. Бюджетные цены. Они используются для обоснования потребности в бюджетном финансировании на основании договоров, заключенных с органами управления здравоохранения под конкретный объем работ, для взаимных расчетов между лечебными учреждениями нашей бюджетной территории.

2. Цены (тарифы) на медицинские услуги в системе ОМС. Тарифы как контролируемые цены подлежат регулированию через тарифное соглашение, заключаемое членами комиссии по согласованию тарифов (в ее состав входят представители органов исполнительной власти, территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций, члены медицинских ассоциаций).

3. Договорные цены. Они в наибольшей степени отвечают рыночной ситуации, мобильно реагируют на спрос и предложение. "Прибыль" в этих ценах плавающая и зависит от спроса и предложения медицинских услуг, экономического благосостояния потребителей. Интерес к поиску и использованию договорных источников финансирования очевиден - таким образом появляются дополнительные источники доходов персонала, средства на развитие дерматовенерологической службы.

4. Социальные договорные цены. Они рассчитаны на социально незащищенные группы населения (учащиеся, студенты, пенсионеры и др.), проходящие курс анонимного лечения. В эти цены заложена только себестоимость при нулевой прибыли.

Амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь являются основными в СОКВД. Оплата производится по завершенному случаю лечения. Расчеты ведутся по тарифам, рассчитанным на основе медико-экономических стандартов, которые определяют диагностические и лечебные процедуры, необходимые для завершения лечения.

Под законченными случаями понимаются:

1) законченный случай лечения;

2) законченный случай диспансерного наблюдения;

3) законченный случай профилактического осмотра;

4) законченная консультация;

5) прочие случаи (выдача справок и др.).

Оплата по завершенному случаю стимулирует врачей к увеличению числа пользующихся их услугами больных.

При анализе финансовых потоков за 1996 г. мы получили следующие данные:

Поступило средств всего 3 329 835,1 тыс. руб. (100%), в том числе из территориального фонда ОМС 36 028,0 тыс. руб. (1%). Средства поступили на медицинское обслуживание иногородних и лиц без определенного места жительства.

От ГУЗО на организационно-методическую работу получено 95 136,0 тыс. руб. (3%). Ежегодно ГУЗО заключает договор с ОКВД на проведение организационно-методических мероприятий по профилактике ЗППП, совершенствованию дерматовенерологической помощи, организации оперативно-розыскной работы, ночной профилактике ЗППП, подготовке врачей-интернов дерматовенерологов, других социально-значимых мероприятий ОКВД. Договор включает планы работ организационно - методологического отдела, перечень мероприятий с суммой затрат на них. Результаты выполненных работ оформляются в виде актов с ежемесячной оплатой.

От ГУЗО по целевой программе профилактики ЗППП и улучшения обслуживания населения поступило 1 347 000,0 тыс. руб. - 40%. Основные разделы по целевой программе предусматривают расходы на:

1) обследование и лечение детей по направлению из Центра медико-социальной помощи;

2) лабораторное обследование лиц, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, детском приемнике-распределителе, спецприемнике УВД;

3) приобретение и распределение медикаментов для социально незащищенных больных;

4) капитальный ремонт;

5) диагностическое оборудование централизованной лаборатории диагностики ЗППП.

От страховых медицинских организаций получено 400 240, 0 тыс. руб. (12%). В 1996 г. СОКВД заключил договоры с 11 ведущими страховыми компаниями. В соответствии с приказом УЗО ╧ 163 от 27.07.93 г. больные венерическими и заразными кожными заболеваниями и с подозрениями на них считаются экстренными, им полагается безотлагательное обследование и лечение по месту обращения. С этим считаются страховые медицинские компании и, как правило, наши счета оплачиваются в первую очередь. В 1996 г. нами были выставлены страховым медицинским компаниям счета на 541 888,0 тыс. руб., оплачены счета на 400 240 тыс. руб. (74%).

От муниципальных медицинских учреждений поступило 855 535,1 тыс. руб. (26%).

Взаиморасчеты с муниципальными медицинскими учреждениями города и области производятся на основании договоров по оказанию медицинских услуг, которые пересматриваются и заключаются ежегодно. В 1996 г. с городскими и областными учреждениями было заключено порядка 80 договоров на медицинские услуги. Оплачено только 57% счетов, выставленных на основании этих договоров.

От предприятий за платные услуги получено21 237,2 тыс. руб. (1%). От населения за платные услуги поступило 574 658,8 тыс. руб. (17%).

По нашему мнению, это наиболее перспективный и регулируемый источник финансирования. В настоящее время мы оказываем широкий спектр предоставляемых анонимно услуг по профилактике, диагностике и лечению ЗППП. Создано отделение по оказанию платных услуг, в структуру которого входят кабинет анонимного обследования и лечения со штатом 7 человек, кабинет лечебной косметологии со штатом 4 человека, кабинет УЗИ-диагностики, аптечный киоск. Есть также вспомогательные диагностические кабинеты для взятия диагностического материала.

Платные услуги оказываются по ценам двух видов.

1. Договорные цены, рассчитанные на социально благополучных пациентов, обращающихся в диспансер. Уровень прибыли 30%. При вызове специалистов на дом или в частную фирму уровень рентабельности составляет 75%.

2. Социальные договорные цены, рассчитанные на пациентов из социально незащищенных групп населения, которые желают сохранить анонимность.

К таким пациентам относятся школьники, студенты ПТУ, техникумов, учащиеся колледжей, лицеев, вузов; лица, принимавшие участие в боевых действиях вне территории России и в Чеченской республике; инвалиды I и II фупп; пенсионеры; лица, принимавшие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Эти цены включают только затраты нашего учреждения при нулевой прибыли.

Объем платных услуг с каждым годом увеличивается. В 1995 г. за них получено 260 626,2 тыс. руб., в 1996 г. 574658,8тыс. руб., за 9 мес 1997 г. -1 100 118 тыс. руб., что в структуре финансовых потоков составляло 10,17 и 32% соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод, что:

1. Существующая система финансовой статистики и отчетности носит несистематизированный фрагментарный характер. Необходим учет всех источников финансирования, поступающих в службу, анализ потока финансовых средств, распределяющихся внутри ее. Следует оптимально распределять эти средства.

2. Потоки денежных средств в здравоохранении всегда измерялись в номинальных ценах, однако для оценки реального финансового положения учреждения необходима корректировка цен на медицинские услуги с учетом инфляции, структуры экономического положения потребителей и реально сложившегося рынка медицинских услуг.

3. Резервы дерматовенерологической службы заключаются в конкуренции врачей, их заинтересованности в привлечении пациентов, расширении объема и качества врачебной практики. Реальная же конкуренция врачей возможна лишь при условии выделения отдельных врачей службы и создания индивидуальной или групповой практики.

4. Мы считаем, что сегодня необходима более открытая модель дерматовенерологической службы, позволяющая привлечь новые финансовые потоки.

 

Литература

  1. Макарова Т. Опыт ценообразования на медицинские услуги в условиях рыночной реформы. Реформа оплаты медицинской помощи: фактор повышения эффективности здравоохранения. М., 1996:118-142.
  2. Шакуров ИГ, Орлов ЕВ. Многоканальная система финансирования областного кожно-венерологического диспансера в условиях обязательного медицинского страхования. Тезисы докладов VII Российского съезда дерматологов и венерологов, т. 111:27.

_______________________________

© И.Г. Шакуров, Е.В. Орлов, Л.А. Зенина, Н.В. Проходцев

К оглавнению журнала "О ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ" ╧6 1997 г.

Отзывы, раздел: Журнал о заболеваниях передаваемых половым путем ╧6 1997г.:

Ваше имя:
Отзыв:
Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru">ссылка</a>