ЗППП - заболевания передающиеся половым путем
Поиск лекарств : Аптеки Москвы|Каталог
ЗППП Журнал о заболеваниях передаваемых половым путем ╧6 1997г.
Сопутствующие заболевания

Несвоевременное лечение ЗППП способствует появлению сопутствующих заболеваний...

Форум ЗППП

Общение без последствий...

История читателя

Как я узнал о своей болезни...

Архив жирнала ЗППП

Полный архив журнала ЗППП на нашем сайте www.ozppp.ru
Материалы для специалистов: журнал ЗППП

ЖУРНАЛ О ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ ╧6 1997г.

Организация здравоохранения

Межгосударственное рабочее совещание по осуществлению политики и стратегии ВОЗ/UNAIDS в области профилактики и контроля заболеваний, передаваемых половым путем

Рига, 15-17 июля 1997 года
Прошел год с тех пор, как Европейским Региональным Бюро ВОЗ (WHO/EURO) совместно с Объединенной Программой ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS) было организовано и проведено первое совещание по распространению эпидемии заболеваний, передаваемых половым путем, в Восточной Европе (Копенга-нен, май 1996 г.). В задачу этого совещания входило обеспечение стратегической ориентацией шести стран, наиболее пораженных эпидемией сифилиса. Цель второго совещания, организованного WHO/EURO и UNAIDS, проведенного в Риге 15-17 июля 1997 г., заключалась в оценке прогресса, достигнутого в процессе выполнения рекомендаций первого совещания, проблем и трудностей, с которыми столкну-, лись эти страны, а также организации дальнейших действий, необходимых для контроля эпидемий. Про* ведение этого совещания было также обусловлено продолжающимся ростом и без того исключительно высокой заболеваемости ЗППП и особенно сифилисом в большинстве новых независимых государств Восточной Европы. В работе совещания приняли участие представители шести стран - участниц первой встречи, а также представители шести других стран, где также отмечен значительный подъем заболеваемости сифилисом. Выполнение рекомендаций, предложенных в процессе проведения первого совещания в Копенгагене, в некоторых странах проходит успешно, в то время как в других имеются значительные проблемы с их внедрением. Участники встречи согласились с настоятельной необходимостью форсирования процесса реформирования основных служб ЗППП на основе принципов конфиденциальности и анонимности, исключения оставшихся от прошлого репрессивных законодательств, приказов и инструкций при ведении больных ЗППП и контактировавших с ними лиц, амбулаторного лечения современными препаратами, тесного сотрудничества с неправительственными организациями, обеспечения приемлемой и доступной медицинской помощью больных ЗППП в уязвимых (подверженных риску) группах населения. Участники таже обозначили приоритеты и разработали проекты по ведению случаев ЗППП, а также выразили готовность обратиться к правительствам своих стран с призывом заявить о текущем положении в отношении эпидемии ЗППП как о чрезвычайной ситуации национального масштаба.

Введение

В ответ на тревожный рост показателей заболеваемости ЗППП в новых независимых государствах Восточной Европы Европейское региональное бюро ВОЗ (WHO/ EURO) совместно с Объединенной Программой ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS) в мае 1996 г. организовало в Копенгагене оперативное совещание официальных лиц высокого уровня, ответственных за контроль ЗППП в шести странах с наиболее высокими показателями заболеваемости (Беларусь, Казахстан, Латвия, Республика Молдова, Российская Федерация и Украина), а также других экспертов из области клинической и лабораторной служб. Это была первая после распада СССР возможность для этих стран обратиться к важным вопросам, связанным с общими принципами международно признанной системы медицинской помощи при ЗППП, таким как конфиденциальность и анонимность при тестировании и лечении ЗППП, право пациента выбирать врача и место лечения, уведомление партнеров, а также ведение пациентов, основанное на конфиденциальном диалоге с лечащим врачом и др.

Участники совещания прибыли из стран, где в течение продолжительного времени было характерно обязательное лечение и госпитализация больных сифилисом при строгих условиях содержания, обязательном выявлении контактов, применении препаратов, требующих множественных ежедневных инъекций по меньшей мере в течение 2-3 недель, лабораторном подтверждении заболевания в качестве необходимого условия начала лечения, оказании больным ЗППП помощи только специализированной дерматовенерологической службой, а также регистрации больных до момента подтверждения излечения; до выполнения этого условия зарегистрированные больные лишались различных социальных льгот.

Все эти положения были оговорены в законодательстве или специальных инструкциях, которым медицинский персонал должен был строго следовать.

На совещании в Копенгагене все участники согласовали рекомендации в отношении новых принципов лечения ЗППП в своих странах. Эти рекомендации главным образом были направлены на:

ВОЗ и UNAIDS провели в Риге рабочий семинар для того, чтобы целью рассмотреть успехи, достигнутые в осуществлении этих рекомендаций, выявить проблемы, с которыми столкнулись страны, а также сформулировать дальнейшие действия, которые необходимо предпринять для борьбы с эпидемией. Необходимость в проведении этого совещания была также обусловлена продолжающимся ростом уже и без того исключительно высокой заболеваемости ЗППП, особенно сифилисом, в большинстве новых независимых государств (ННГ) Восточной Европы, которая во многих странах за последние 5-6 лет возросла в 50-60 раз.

В совещании приняли участие 22 специалиста из 12 стран с наиболее высокой заболеваемостью (Армения, Беларусь, Эстония, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Республика Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина) и 4 эксперта, имеющие большой опыт в сфере ведения случаев ЗППП, планирования, оценки и обеспечения медицинской помощью наиболее уязвимых в отношении этих заболеваний групп населения. Кроме того, в совещании приняли участие сотрудники ВОЗ и UNAIDS.

Каждой стране было предложено выделить по два участника, одного - обязательно представителя Министерства здравоохранения, ответственного за контроль ЗППП, а другого - специалиста, занимающегося в основном первичной профилактикой ЗППП, включая ВИЧ/ СПИД, и участвующего в работе с группами населения, наиболее уязвимыми в отношении заражения ЗППП и ВИЧ/СПИДом.

Задачи совещания

1) Обновить данные об эпидемиологической ситуации по заболеваниям, передаваемым половым путем, в ННГ и дать им оценку;

2) Дать оценку степени внедрения политики ВОЗ/ UNAIDS, отраженной в рекомендациях предыдущего совещания по эпидемии ЗППП, проведенного в Копенгагене в мае 1996 г.;

3) Обменяться информацией о достигнутом странами прогрессе, а также проблемах и трудностях, возникающих при внедрении рекомендованной политики;

4) Обозначить дальнейшие действия по борьбе с распространением эпидемии ЗППП в следующих направлениях:

5) Обозначить неотложные действия, которые необходимо предпринять странам для противостояния распространению эпидемии (Приложение 2);

6) Сформулировать потребности и определить аспекты, требующие международной помощи.

Текущая ситуация с ЗППП в ННГ

В течение 1996 года практически во всех ННГ продолжался рост заболеваемости ЗППП. Сифилис относится к важным маркерным заболеваниям, так как во всех этих странах он подлежит обязательной регистрации по закону и неоповещение может рассматриваться как противозаконный акт. По тенденциям заболеваемости сифилисом можно судить о масштабах и размере эпидемий других ЗППП. Как можно видеть из приведенной ниже таблицы, в большинстве новых независимых государств заболеваемость сифилисом достигла уровня 100-250 на 100 000 населения.

 

Таблица 1
Заболеваемость сифилисом в некоторых ННГ, 1990-1996 гг.
(число случаев на 100 000 населения)
 
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
Российская Федерация
5,35
7,22
13,41
33,8
86,0
172,1
254,6
Казахстан
1,45
2,1
3,48
8,2
32,6
122,9
230,6
Беларусь
2,68
5,1
11,8
30,6
72,1
149,0
210,0
Молдова
15,8
20,4
46,6
83,3
116,3
173,0
200,1
Кыргызстан
1,97
2,1
2,5
4,36
21,6
32,5
137,2
Украина
5,98
10,11
18,8
35,1
69,0
118,5
143,8
Латвия
4,79
8,11
10,37
31,8
59,3
91,1
116,6
Литва
2,5
7,0
10,0
18,0
59,0
86,5
98,7
Эстония
3,37
7,4
11,4
22,5
56,6
69,7
69,6
Туркменистан
4,62
5,44
6,3
8,3
15,0
22,7
28,5
Болгария
4,2
6,7
7,2
10,7
13,9
19,2
25,9
Румыния
23,16
25,85
26,03
24,2
Узбекистан
1,78
1,9
2,5
4,4
11,4
25
23,7
Таджикистан
1,63
1,64
2,9
5,8
8,3
19,7
12,2

 

Очевидно, что ЗППП, играющие роль кофакторов в инфицировании ВИЧ, облегчают распространение этой инфекции; в течение 1996 года отмечено резкое возрастание уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией, например, в Беларуси, Российской Федерации и на Украине.

Продолжающаяся крупная эпидемия сифилиса оказывает большое влияние на сексуальное и репродуктивное здоровье отдельных лиц и населения в целом, особенно подростков и молодых людей. Принимая во внимание также наблюдающийся в настоящее время в некоторых странах (Беларусь, Российская Федерация и Украина) рост числа ВИЧ-инфицированных лиц, главным образом, среди наркоманов, имеется реальная угроза, что эпидемия сифилиса и других ЗППП явится основой для драматического распространения и ВИЧ-инфкции.

Успехи в области профилактики и контроля ЗППП

Переход к более либеральному и конфиденциальному ведению больных с ЗППП и порядку выявления контактов

Переход к конфиденциальному ведению больных характеризуется во многих странах введением платных анонимных услуг. Некоторые страны перешли к конфиденциальному обслуживанию de facto, например, страны Балтии или Грузия, где военные условия полностью разрушили старые механизмы поименной регистрации больных. Однако во многих странах законы, требующие поименной регистрации, все еще действуют.

Наряду с переходом к конфиденциальности при ведении картотечных случаев был достигнут определенный прогресс в направлении либерализации механизмов выявления контактов. В Беларуси и Таджикистане все еще используется старая система выявления контактов. Литва полностью перешла к оповещению партнеров самими пациентами. В Российской Федерации законодательство пересматривается в направлении ослабления санкций, касающихся выявления контактов.

Рационализация применения диагностических тестов и переход к более экономически эффективным подходам, основанным на синдромном ведении больных

Степень достижения цели незамедлительного лечения больных с синдромами ЗППП варьирует в зависимости от степени использования диагностических тестов. В Беларуси, Эстонии, Казахстане, Латвии, Республике Молдова и Российской Федерации в принципе лечение больных может начаться в течение 24 часов после обращения, так как результаты тестирования обычно уже известны в пределах этого отрезка времени. В Литве впервые обратившиеся в поликлинику больные, составляющие значительную долю пациентов, могут столкнуться со значительной отсрочкой получения необходимого лечения согласно закону направления к дерматовенерологу. В Таджикистане и на Украине ожидание результатов лабораторного тестирования перед началом лечения является обычной практикой.

В большинстве стран были организованы курсы по синдромному ведению больных. Однако в целом проводились только пробные эксперименты, поэтому необходимо приложить дополнительные усилия для рационализации диагностики и лечения. Ситуация в больших странах значительно варьирует от территории к территории. В крупных городах ведение больных основано на диагностическом методе, особенно в частных клиниках, в то время как в отдельных клиниках системы здравоохранения есть возможность использовать только небольшое число диагностических тестов; при этом диагноз, по всей вероятности, ставится скорее по клиническим признакам, а не на основе систематического использования синдромных протоколов. На периферии диагностических тестов часто просто нет или они доступны только на платной основе.

Увеличение роли амбулаторного обслуживания

Во многих странах был достигнут значительный прогресс в отношении перехода к амбулаторному лечению как основной форме ведения больных с ЗППП. Например, Российская Федерация сообщила об экономии около 12 миллионов долларов США за счет замены госпитального медицинского обслуживания на амбулаторное.

Службы для групп населения, характеризующихся поведением высокого риска

Эстония, Латвия и Литва обеспечивают медицинское обслуживание больных ЗППП в подверженных высокому риску заражения группах. Все более возрастает роль неправительственных организаций в предоставлении информации, гигиеническом образовании, психосоциальной поддержке и обеспечении медицинской помощью уязвимых групп населения. Во многих странах неправительственные организации стали партнерами при работе с группами населения, подверженными особому риску заражения ЗППП и ВИЧ-инфекцией, например, "Ганимед" на Украине, "Возрождение" и "САНАМ" в Российской Федерации, а также многочисленные организации и ассоциации в государствах Балтии.

Препятствия на пути совершенствования медицинского обслуживания в области ЗППП и задачи дальнейшей деятельности

Состоялись важные дискуссии по вопросам:

В целом участники совещания согласились с тем, что препятствия к достижению прогресса могут быть определены по двум категориям:

Эффективное амбулаторное обслуживание

В целом было достигнуто соглашение о необходимости дальнейшего прогресса в отношении максимально более раннего лечения синдромов ЗППП и предотвращения расточительного применения диагностических тестов. После обстоятельного обсуждения участники встречи пришли к соглашению, что на пути к выполнению этой задачи стоят следующие препятствия:

Участники совещания также пришли к общему соглашению о необходимости дальнейшего продвижения в направлении внедрения амбулаторного лечения при ведении больных сифилисом как универсальной норме, за исключением определенных клинических групп, например, при осложненном сифилисе у беременных женщин. В качестве препятствий для достижения этих целей были выделены следующие факторы:

Организация полностью конфиденциального обслуживания

Обстоятельно обсуждались вопросы развития конфиденциального обслуживания. В целом участники совещания признали настоятельную необходимость развития полностью конфиденциальной службы как в государственном, так и в частном секторе, по двум причинам:

Прогресс в отношении организации полностью конфиденциальной службы, которая не связана с рентабельностью, тормозится следующими причинами:

Тем не менее, удалось прийти к соглашению, что в принципе аморально связывать оказание платной помощи пациентам и рентабельность с анонимностью. Взимание платы за анонимность чревато двумя главными отрицательными последствиями. У пациентов создается впечатление, что врачебная тайна сохраняется только в платных, но не в бесплатных службах. Наиболее подверженные эпидемии ЗППП слои населения, бедные люди и люди со средним доходом исключаются из сферы анонимного (и часто конфиденциального) обслуживания. Высокий уровень платных услуг за анонимность является основным препятствием приемлемости службы для большей части населения.

Поэтому основные усилия следует направить на поддержку тех стран, которые ищут подходы к обеспечению рентабельности и de facto не торгуют анонимностью.

Разработка приемлемых механизмов оповещения партнеров

Серьезные дискуссии относительно механизмов оповещения партнеров были сосредоточены на вопросе, находит ли поддержку идея, что оповещение партнера и выявление половых контактов медицинскими работниками (в большинстве случаев оперативными группами) может быть заменено на оповещение партнеров самим больным. Отмечено определенное нежелание принять это на идеологическом уровне. В целом участники совещания признали, что предоставление информации о контактах диагностическим и лечебным службам в ранние сроки является важным инструментом эпидемического контроля, однако выразили скептицизм по поводу эффективности слежения за контактами, основанного исключительно на оповещении партнеров больными. Также было отмечено, что "процент выявленных контактов" по-прежнему используется как ключевой индикатор эффективности работы службы. В противоположность этому мнению было отмечено, что там, где имеется опыт оповещения партнеров пациентами (Эстония, Латвия, Литва), число выявленных и пролеченных контактов не снизилось.

Обеспечение доступности и приемлемости эффективных служб для групп населения с поведением высокого риска

За докладами по проблеме организации служб для групп повышенного риска последовала обширная дискуссия. Фактически, во многих ННГ до сих пор отсутствуют навыки, знания и методы работы с уязвимыми группами населения. Медицинский персонал кожно-венерологической службы не имеет на это достаточно времени; кроме того, работа по первичной профилактике ЗППП и патронажная деятельность в определенных группах населения не предусмотрена в соответствующих предписаниях. Вообще, во многих странах еще не создано возможностей для обеспечения медицинской помощью отдельных фупп населения, находящихся в зоне высокого риска заражения ЗППП, таких как проститутки и их клиенты, мужчины, имеющие половые контакты с мужчинами, наркоманы и уличная молодежь.

Резюме и выводы

Существует настоятельная необходимость продолжить процесс реформирования основных служб ЗППП:

Конфиденциальность/анонимность

Уведомление партнеров (выявление контактов)

Рекомендации

1) Правительства стран-участниц необходимо проинформировать о масштабе эпидемии ЗППП, призвать их взять на себя ответственность за контроль этой группы заболеваний и объявить эпидемию чрезвычайной ситуацией государственного масштаба.

2) Правительства должны ускорить процесс разработки и одобрения национальной многопрофильной программы по контролю ЗППП.

3) Правительства должны дать оценку и привести в соответствие со сложившейся ситуацией систему финансирования службы ЗППП с тем, чтобы облегчить процесс внедрения конфиденциальной амбулаторной доступной (полностью или предпочтительно бесплатной) медицинской помощи в отношении ЗППП всем, кто в ней нуждается. Получение доходов (возмещение расходов) посредством взимания платы с клиентов не должно быть связано с "анонимным лечением", причем необходимо срочно разработать альтернативные подходы. Неотъемлемой частью службы ЗППП должна стать работа, направленная на улучшение здоровья, информированности и просвещения людей с целью изменения поведения в сторону активного поиска путей достижения здоровья и лечения.

4) Правительства должны упразднить репрессивные законы и правила, которые вмешиваются в принципы конфиденциальности и добровольного обращения в службы ЗППП.

5) Необходимо учредить службы ЗППП, обеспечивающие потребности групп населения высокого риска. Необходимо способствовать привлечению неправительственных организаций к профилактике и лечению этих фупп.

6) Правительства и неправительственные организации стран должны действовать таким образом, чтобы вызвать озабоченность населения распространением эпидемии ЗППП и повысить его знания по профилактике этих заболеваний.

7) ВОЗ следует поддержать и привлекать международную помощь странам с высоким уровнем распространения ЗППП.

8) Правительствам стран следует отдавать приоритет исследованиям, направленным на идентификацию моделей сексуального поведения высокого риска, находящихся в центре эпидемии, а также определение, где подобные типы поведения распространены.

9) После идентификации и оценки указанных моделей поведения и мест их распространения (во многих странах преимущественно среди проституток и их клиентов, мужчин, занимающихся сексом с мужчинами), главной задачей является направление усилий на эти типы поведения в местах их наибольшего распространения.

10) Подобные вмешательства должны включать:

11) В разработке методов подобных вмешательств ключевая роль принадлежит неправительственным организациям. Важно, чтобы правительственные организации, ответственные за эту проблему, разрабатывали механизмы сотрудничества и партнерства с неправительственными организациями.

12) Важно развивать потенциальные возможности, знания и навыки. Это требует технической помощи, оказываемой на местном или международном уровне. Правительства должны выделять финансовые средства специально на эти цели.

Приложение 2*

Российская Федерация

План действий.

_______________________________

*Из приложения 2 мы публикуем данные только по Российской Федерации.

К оглавнению журнала "О ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ" ╧6 1997 г.

Отзывы, раздел: Журнал о заболеваниях передаваемых половым путем ╧6 1997г.:

Ваше имя:
Отзыв:
Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru">ссылка</a>