ЗППП - заболевания передающиеся половым путем
Поиск лекарств : Аптеки Москвы|Каталог
ЗППП Журнал о заболеваниях передаваемых половым путем ╧6 1997г.
Сопутствующие заболевания

Несвоевременное лечение ЗППП способствует появлению сопутствующих заболеваний...

Форум ЗППП

Общение без последствий...

История читателя

Как я узнал о своей болезни...

Архив жирнала ЗППП

Полный архив журнала ЗППП на нашем сайте www.ozppp.ru
Материалы для специалистов: журнал ЗППП

ЖУРНАЛ О ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ ╧6 1997г.

Обзорная информация

Проекты вмешательств органов здравоохранения в область сексуальных услуг в Европе

Р. Мак(1)

Контроль заболеваний, передаваемых половым пуша (ЗППП), в сфере проституции рассматривается как эсювкпивная форма деятельности органов здравоохранения, особенно в регионах с высоким уровнем распространения этих заболеваний [1]. Несмотря на то, что рашространение ЗППП и ВИЧ-инфекции среди проституток или «работников секса» (PC) в Европе значительно ниже чем в развивающихся странах, такие факторы как миграция и внутривенное введение наркотиков, создают весьма динамичную ситуацию, при которой характеристики популяций PC в Европе могут изменяться на протяжении короткого отрезка времени.

Контроль ЗППП среди PC является сложной задачей, на которую влияет не только организация медицинских служб, но также и особенности индустрии секса, существующие законы и связанные с ними принудительные меры борьбы.

Безопасный секс должен стать нормой при контакте PC с клиентом, но до тех пор, пока эта цель не будет достигнута, необходимы вмешательства со стороны органов здравоохранения. Контроль ЗППП в сфере индустрии секса может осуществляться неспециализированными общими службами здравоохранения и может включать целенаправленные вмешательства в деятельность PC.

В прекрасном обзоре, посвященном этому вопросу Sophie Day и Helen Ward описывают три основные модели целенаправленного вмешательства органов здравоохранения в область сексуальных услуг: первая стратегия предусматривает обязательный скрининг и регистрацию PC; вторая стратегия обеспечивает организацию доступного и адекватного медицинского обслуживания, необходимого для работников этой сферы; и третья стратегия отводит PC центральную роль в укреплении их собственного здоровья.

Как координатор Программы EUROPAP/TAMPEP (Европейские Проекты по Профилактике распространения СПИДа среди проституток/Транснациональная профилактика СПИДа/ЗППП среди проституток-мигрантов в Европе, финансируемая в том числе Европейским Союзом через Программу DGV V "Европа против СПИДа") я хотел бы обсудить, в какой степени эти модели действительно на практике работают в Европе и какие уроки мы можем из них извлечь. В этом заключается цель Программы EUROPAP/TAMPEP, объединяющей 15 стран-участниц Европейского Союза. В каждой из них "местный координатор" отвечает за создание национальной сети специфических служб, занимающихся работой с проститутками. Таким путем может быть собрана максимальная информация из первых рук при сотрудничестве с теми, кто ежедневно работает в области профилактики ЗППП/ВИЧ среди проституток.

Первая модель, предусматривающая регистрацию, обязательный скрининг и лечение проституток, все еще используется в Греции и Германии. Так, в Афинах 400 зарегистрированных и 50 незарегистрировнных PC наблюдаются в клинике ЗППП, единственной службе, оказывающей медицинскую помощь этой группе населения. Однако работа по укреплению здоровья и оказанию медицинской помощи вряд ли распространяется на 5000 незарегистрированных представителей индустрии секса, которые находятся на нелегальном положении и могут быть арестованы полицией.

В Германии за регистрацию PC в большинстве федеральных земель несут ответственность службы здравоохранения, что определяется законом по борьбе с венерическими болезнями. Зарегистрировано около 50000 PC, но истинное число лиц, занимающихся проституцией, значительно больше. Зарегистрированные PC часто жалуются на обезличенное отношение к ним со стороны работников здравоохранения, которые не соблюдают конфиденциальность и не оказывают им медицинской помощи на должном уровне. Мотивация клиентов к использованию презервативов может оказаться сниженной при контакте с "официально контролируемыми" проститутками.

Более широко распространена в Европе вторая стратегия, основанная на попытке внедрения в среду PC и обеспечения их теми службами, в которых они нуждаются. Эти службы связаны, главным образом, с непрака потребностей и привлечение с самого начала к работе PC в регионах, где будет выполняться проект, являются базисными элементами любой модели, объединяющей вторую и третью стратегии. К другим ключевым положениям относятся: необходимость в опытной (пилотной) фазе выполнения проекта, сотрудничество с уже существующими службами, развитие у персонала соответствующих навыков и отношения к PC (неосуждающее, со знанием профессионального риска, связанного с проституцией и пониманием условий работы и жизни этой группы), конфиденциальность, правильное расположение специализированных служб (в районах распространения проституции), работа с группами риска вне лечебных учреждений (персонал, участвующий в выполнении проекта должен знать и посещать места работы проституток), наличие адаптированных материалов по образованию в области охраны здоровья (прямо связанные с профессиональным риском), а также долгосрочное планирование и финансирование.

Большая часть проектов, связанных с индустрией секса, финансируется на короткие сроки, часто исключительно из бюджетных средств, направляемых на профилактику ВИЧ-инфекции, и их будущее весьма неопределенно. Означает ли это, что такая работа не приносит пользы? Почему так трудно убедить официальных лиц, принимающих решения на национальном и местном уровнях, поддержать проекты, направленные на PC? Во время недавних политических дебатов один из участников отметил: «Разве все эти проекты не стимулируют формирование климата терпимости в отношении проституции, способствующего нормализации условий работы в сфере секса? А ведь мы этого не хотим, не так ли?». Эта точка зрения, весьма распространенная среди принимающих решения официальных лиц, частично объясняет нежелание политиков в Европе брать на себя ответственность за охрану здоровья работников сферы секса. С моей точки зрения, мы не должны смешивать личные представления о морали с задачами здравоохранения. Организация качественного медицинского обслуживания PC, наркоманов, использующих внутривенные наркотики, а также других групп, не должна сопровождаться моральным осуждением. Она не стимулирует распространение наркотиков или детскую проституцию. Это в большей степени вопрос стратегии. Верит ли кто-либо в эффективность репрессий и контроля, отраженных в первой стратегии; или верит ли кто-нибудь в совершенствование способности человека делать ответственный выбор, каким бы он ни был? Ward и Day констатируют, что несмотря на то, что карательное законодательство признано неэффективным, во многих европейских странах оно все еше является основой при принятии политических решений.

Другая причина неудач реализации проектов по поддержке PC может скрываться в сложности оценки их эффективности. Разработка методов оценки групп сравнения, в которых проводились и не проводились вмешательства, на практике едва ли возможна. Немедленное снижение уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией в ответ на вмешательство можно наблюдать в регионах с высокими показателями распространения этой инфекции, но не в Европе. Поддаются учету другие показатели, например, заболеваемость ЗППП, использование презервативов и процент неудачного лечения, контакты со службами здравоохранения и успех кампаний по вакцинации против гепатита В. В программе EUROPAP/ ТАМРЕР этому вопросу уделено большое внимание, а в руководстве по разработке проектов подчеркнута важность методов оценки полученных результатов.

Когда мы даем оценку проституции в европейском масштабе, необходимо учитывать влияние других факторов на организацию профилактики ЗППП. Все возрастающий дисбаланс социальных и экономических условий, социальное неравенство и общий климат нетерпимости по отношению к проституции приводят к повышенной мобильности PC и концентрации в одном регионе мужчин и женщин многих национальностей. Главной цепью группы ТАМРЕР [10] является работа с представителями индустрии секса - мигрантами из различных социальных слоев. Тесное сотрудничество между персоналом проекта и PC обеспечивается через посреднике из области культуры и специалистов, занимающихся просвещением.

В то же время представляются разумными инициативы предусматривающие организацию служб охраны здоровья и качественного оказания медицинской помощи при ЗППП PC в восточноевропейских странах, где сегодня такие возможности отсутствуют.

В заключение следует подчеркнуть, что до тех пор, пока общедоступные службы здравоохранения и социальной сферы в Европе не будут расцениваться самими PC как адекватные, сохранится необходимость в целенаправленных вмешательствах при тесном сотрудничестве с представителями индустрии секса. Эти целенаправленные службы должны дополнять существующие учреждения и помогать им повышать качество работы Многие PC уже нашли свой путь к соответствующим службам зравоохранения и социальной сферы, поэтому им не нужны специальные меры. Однако для других проблема взаимосвязи с такими службами существует, й именно они получат больше всего пользы от целенаправленных вмешательств. Согласно результатам проведенного в Бельгии исследования, значительно большее число женщин, не раскрывших характер своей профессии лечащим врачам, приняли предложение проела по бесплатному скринингу на ЗППП [9].

Во многих европейских городах целенаправленные вмешательства не проводятся. Официальным лицам органов здравоохранения следует признать необходимость организации подобной службы и стимулировать ее работу там, где это необходимо. При реализации национальных проектов, направленных на PC, следует продолжить дискуссию по вопросу, каким образом организовать более доступную структуру здравоохранения, в которой каждый PC сможет открыто обсуждать вопросы, связанные с риском для здоровья, и социальные проблемы проституции без страха перед негативным отношением.

На европейском уровне необходимость обмена информацией между национальными органами здравоохранения обусловлена международным характером самой проституции.

 

Литература

  1. McKegany NP. AIDS 1994; 8:1215-1226.
  2. Roumeliotou A, Kormarou Н. Country report Greece. In: Mak R, ed. EROPAP: European Intervention Projects - AIDS prevention for prostitutes. Gent: Academia Press, 1996.
  3. Czajka M. Country report Germany. In: Mak R, ed. EROPAP: European Intervention Projects-AIDS prevention for prostitutes. Gent: Academia Press, 1996.
  4. Van der Heim Th, van Mens L Country report the Netherlands. In: Mak R, ed. EROPAP: European Intervention Projects - AIDS prevention for prostitutes. Gent: Academia Press, 1996.
  5. Devincenzi I, Seme A. Country report France. In: Mak R, ed. EROPAP: European Intervention Projects - AIDS prevention for prostitutes. Gent: Academia Press, 1996.
  6. Day S, Casey M, Ward H, Ziersch A. Country report UK. In: Mak R, ed. EROPAP: European Intervention Projects - AIDS prevention for prostitutes. Gent: Academia Press, 1996.
  7. Covre P, La Marca P. Country report Italy. In: Mak R, ed. EROPAP: European Intervention Projects - AIDS prevention for prostitutes. Gent: Academia Press, 1996.
  8. Petterson E. Country report Sweden. In: Mak R, ed. EROPAP: European Intervention Projects - AIDS prevention for prostitutes. Gent: Academia Press, 1996.
  9. Mak R, Claeyssens M. Hepatitis В vaccination for prostitutes. Gent: RUG 1996 (in Dutch).
  10. Brussa L. ТАМРЕР: Final report June 1995/1996. Amsterdam: A de Graaf Stichting, 1996.

_______________________________

(1)Projects for sex workers in Europe. R. Mak. Coordinator EUROPAPHAMPEP, Department of Public Health, University of Gent. Block A, De Pintelaan 185, 9000 Gent, Belgium. Genitourin Med. 1997; 73:155-156.

К оглавнению журнала "О ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ" ╧6 1997 г.

Отзывы, раздел: Журнал о заболеваниях передаваемых половым путем ╧6 1997г.:

Ваше имя:
Отзыв:
Разрешено использование тэгов:
<b>жирный текст</b>
<i>курсив</i>
<a href="http://site.ru">ссылка</a>